Персефона была единственной дочерью Деметры. Деметра любила ее и хотела, чтобы Персефона, продолжая ее дело, была богиней, например, цветов. Она не жалела сил, приобщая дочь к садоводству, но Персефона воспринимала уроки матери без особого энтузиазма.
Другие боги тоже смотрели на нее косо: слишком худая, взгляд в никуда, украшений не носит, ничему не хочет покровительствовать, и воспринимали ее лишь как бледную тень матери. Хотя и не признавались в этом вслух. «Ты еще слишком молодая», — говорили они. — «Но когда-нибудь ты найдешь свое призвание».
Плоды и зерно не особо интересовали ее. Она не была фанаткой чревоугодия. Разве что иногда засматривалась на цветы. Особенно ей нравились те, которые быстро вянут. Почему — она не знала. Ведь увядшие цветы никому не нравятся, даже ей. Но в тот недолгий миг, когда они сорваны, они казались ей особенно ценными.
Персефона перебирала ягоды. Что-то передать Дионису для вина, что-то оставить для еды…
Деметра ее отчитывала:
— Что у меня за дочь растет? Совсем не думает о будущем, интересуется какой-то ерундой. Ты посмотри на дочерей Зевса. Вот Афродита молодец, ухаживает за собой, от мужчин отбоя нет. А ты опять в какой-то мрачняк ударилась, скоро совсем как Медуза Горгона станешь. Афина тоже молодец, умеет добиваться целей, да и Артемида тоже, самодостаточная может за себя постоять, а ты все с мамой живешь.
Персефоне нечего было сказать. Ей было непонятно, как можно столько думать о хлебе насущном. Жить «здесь и сейчас» она не любила и не умела. Скучно это. Персефона все молчала, а Деметра говорила, говорила…
Персефона была наслышана об Аиде. Им пугали детей, отвратительным и опасным, как каким-то монстром, забирающим неосторожных и тех, чей срок пришел. Одна жрица в Дельфах сказала ей по секрету, что она встретит бога смерти, собирая цветы. И, к радости Деметры, Персефона заинтересовалась цветами. Несколько раз ходила в поле, что-то высматривала, но впустую. Интересно, как он выглядит?
Однажды, собирая нарциссы, Персефона нашла необычного вида грибы. Они были похожи на поганки. Деметра говорила, что они ядовиты. Но Персефона решила попробовать.
И тут мир изменился. Привычное скучное поле стало бескрайним, цвета сделались ярче, и Персефона, не отрывая глаз, всматривалась в цветок нарцисса. Подняв голову, она обнаружила, что на нее, так же не отрываясь, смотрит мужчина.
Высокого роста, с тёмными волосами и суровым взглядом. Что-то холодное, что люди обычно воспринимают как злое. И Персефона моментально все поняла. Ему не пришлось связывать ее или угрожать. Она просто пошла за ним.
Шли они через лес. Там была сокрыта пещера. Персефона множество раз была в этом лесу, но никакой пещеры там до этого момента не видела.
Мужчина подал ей руку, и она шагнула вниз. Она думала, что там будет лестница, пусть и с очень крутыми ступеньками, которые не сразу можно заметить. Но она ошиблась: оказалось, что там бездна.
Когда Персефона пришла в себя, Аид представился ей.
Она не сразу привыкла к подземному миру: нет солнца.
С населением общий язык нашла быстро. Трехглавый пес признал ее за свою. Харон рассказывал байки. Вот только умерших было немного жаль: им-то ее привилегии не полагались.
Деметра тем временем искала свою пропавшую дочь. Спросила у каждого знакомого ей бога, у каждого духа стихий и у каждого своего служителя.
Две лесные нимфы сказали, что видели, как она упала замертво и как к ней приближается ужасный Аид. Они не смогли ее откачать, хотя и пытались, честно-честно! И сбежали, пока он и до них не добрался.
Деметра спустилась в подземное царство и начала терроризировать дочь. «Неблагодарная, вернись, людям плохо, урожаи гибнут». Персефоне не хотелось возвращаться, но уговоры матери ее убедили. Да и вспомнить хоть, как выглядит солнце.
Аид не хотел ее отпускать. Он слишком к ней привязался. Он понимал, что Деметра заставит ее забыть все, как странный сон, навеянный галлюциногенами. Убедит, что никакого бога смерти не было. Что все ее воспоминания — это глупые фантазии, что мир только один, и это реальный, физический мир.
И тогда он достал свое сердце и отрезал от него ровно 3 маленьких кусочка — 3 зерна граната. И отдал ей, и она их съела. И с этого момента она пообещала себе всегда помнить о нем. Отрабатывая повинность в поле, поливая цветы и собирая плоды, и, отработав 3 месяца на земле, она возвращалась к своему возлюбленному.
Люди извратили эту легенду, сделав Персефону жертвой, Аида злодеем, а Деметру — самоотверженной матерью. Однако мир не всегда такой, каким кажется.