Роман «Дракула» уже более сотни лет привлекает внимание читателей. Именно ему мы обязаны каноничным образом вампира, им вдохновляются многочисленные писатели, а кинорежиссеры сняли по нему не одну сотню экранизаций.
Критики пытаются найти в тексте романа нечто влияющее на подсознание, и, как правило, это сводится к фрейдистскому символизму. Всё просто: роман написан в викторианскую эпоху, говорить о сексе напрямую было нельзя, Стокер придумал красивую и страшную метафору, всем понравилось: и интересно, и нестыдно.
Но пытался ли кто-то зайти в своих исследованиях дальше? Сейчас ведь табуированность секса снята, но роман всё равно читают, пишут приквелы и сиквелы, снимают по его мотивам многочисленные фильмы, создают театральные постановки и даже видеоигры.
Если ответ нельзя найти на поверхности, то может ли это быть нечто тайное, эзотерическое, связанное с посвятительными ритуалами, проводящими человека через символическую смерть и пробуждающими к новой жизни? Именно такие ритуалы описывает Мирча Элиаде в книге «Тайные общества. Обряды инициации и посвящения»:
«Все обряды нового рождения или воскресения и символы, которые они содержат, указывают на то, что новичок допускается к другой форме существования, недоступной тем, кто не подвергался испытаниям посвящения, кто не узнал смерть».
Инициация — это и христианское таинство евхаристии, и тайные церемонии розенкрейцеров, и «великое делание» европейских алхимиков, и индийские практики Вама Марга. Всё перечисленное можно увидеть в превращении жертвы в нового вампира, если знать, под каким углом на него взглянуть.
Читать далее Зера — Инициатический символизм в романе Брэма Стокера «Дракула»